Надо ли переучивать ребенка-левшу?
«Ваш ребёнок – левша», «что же нам теперь делать?» – этот вопрос волнует многих родителей. Почему же такое беспокойство вызывает леворукость ребёнка? На леворуких во многих случаях смотрят с нескрываемым интересом и легко вообразить, что чувствует человек, вынужденный всю жизнь ощущать ненужное ему, а порой и неуместное внимание к себе окружающих. Обычно родители довольно тревожно реагируют на появление признаков леворукости у своего ребёнка. Часто в его же присутствии они обсуждают складывающуюся перспективу, тревожась за будущее ребёнка. С малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость, как невесть какой грех.
В эту пору ещё можно осторожно попытаться обучить предполагаемого амбидекстра праворуким действиям. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков… Если же ребёнок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо оставить.
Что же такое леворукость?
Согласно современным представлениям, это относительно редко встречающийся вариант латеральности (односторонности) двигательного поведения, когда человек во всех своих действиях устойчиво предпочитает использовать левую руку. В основе как леворукости, так и праворукости лежат особенности функционирования головного мозга – функциональная асимметрия (в системе двигательного анализатора). С асимметрией мозга и связано проявление латеральности – выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности. Формируясь еще во внутриутробный период развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребёнка, при этом определенную роль играют и факторы среды. Хорошо известно, что большинство населения составляют праворукие (90–95 %), и если праворукость считается одним из видовых признаков человека, то леворукость – отклонение по этому признаку. Однако, оно само по себе не относится к числу патологических, а является вариантом нормы.
Правда, с возрастом число леворуких снижается (к 16–17 годам составляет уже 3,4 %, что совпадает с данными, полученными при обследовании взрослых).
В чём же причина уменьшения числа леворуких с возрастом? Ведь многие факторы свидетельствуют о том, что с леворукостью уже рождаются. Это может быть обусловлено затягивающимся у некоторых детей становлением предпочтительной руки (в данном случае правой), иными словами, с «ложной» леворукостью. Однако основной причиной «таяния» цифр является, по–видимому, до сих пор неизжитое переучивание леворуких, особенно в начальных классах школы.
Причины леворукости
Существует несколько гипотез и предположений о причинах леворукости. Специалисты выделяют несколько факторов: Генетика. В семьях, где один из родителей является левшой, такие дети рождаются в 10 раз чаще; «Вынужденная» леворукость — переход на левую руку по каким-то причинам (подражание друзьям или травма ведущей руки); «Компенсаторная» леворукость - связана с травмами или болезнями левого полушария еще на ранних этапах развития крохи.
Особенности деток-левшей
Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий, дополняющих друг друга. У левшей доминирующим полушарием является правое, у правшей
– левое. Именно это и влияет на процесс формирования личности леворуких детей.
Какие же особенности им характерны?
- Умение ориентироваться в окружающем пространстве.
- Богатое воображение, склонность к фантазированию.
- Высокая подвижность.
- Способность «схватывать» целостный образ.
- Хорошие успехи в изучении геометрии.
- Прекрасная координация движений.
Интересно заметить, что леворукость у мальчиков, как правило, встречается в два раза чаще, чем у девочек. А проведенное обследование 800 школьников разных возрастных групп показало, что среди них в возрасте 7–9-ти лет имелось около
11 % левшей.
Считается, что кроме плюсов, у левшей есть и несколько минусов:
- проблемы с арифметическим счетом и прочими действиями, требующими логики и последовательного мышления;
- сложности в овладении языками, грамотной устной и письменной речью;
- повышенная эмоциональность, ранимость и впечатлительность, благодаря которым левши частенько находятся в состоянии гнева, раздражительности и вселенской обиды;
- низкий уровень самоконтроля.
Таковы последствия работы межполушарной асимметрии. Тогда как у правшей эмоции, образное мышление контролируются правым полушарием, а левое отвечает за речь, логическое и аналитическое мышление, у левшей все происходит наоборот. И эта перевернутость полушарий накладывает свой отпечаток на эмоциональное здоровье и восприятие действительности. По утверждению многих психологов, ребенок левша плохо адаптируется в школе, ему сложно осваивать понятия «лево-право», малыш путает похожие по написанию буквы, может писать в зеркальном отражении. Ребенку левше необходимо приспосабливаться к жизни в «правом мире». В некоторых случаях, когда налицо серьезные адаптационные проблемы, может понадобиться помощь специалистов. Но большинство левшей нормально чувствуют себя и хорошо справляются с повседневными задачами, никак не выделяясь на фоне других, кроме одной особенности — использования левой руки во время письма.
Как распознать ребенка-левшу?
Мнения ученых на этот счет не совпадают. Одни утверждают, что леворукость можно увидеть уже в два-три месяца, вторые же настаивают на том, что доминантность правой или левой руки формируется только 4 годам. И, правда, в возрасте 2-3,5 лет большинство детей легко управляются как правой ручкой, так и левой. Все зависит от желания малыша на данный момент. Если вы заметили такую универсальность у своего крохи, можете не волноваться, ведь процесс формирования доминантности полушарий еще не завершился. А вот 5 годам родители просто обязаны знать, какая рука является главной, ведь в этот период начинается активная подготовка к школьной скамье. В этом вам помогут несколько несложных тестов:
- Предложите малышу сложить ручки на груди. Ведущей будет та рука, которая окажется сверху;
- Посмотрите, какая ладонь находится сверху, когда ребенок хлопает в ладоши (аплодирует);
- Проследите, какой рукой малыш ест, берет предметы, тянется к игрушкам, пишет, рисует.
Обратите внимание на венозную систему рук и величину луночек на ногтях мизинца и большого пальца. Вены на ведущей ручке значительно крупнее, луночки – больше.
Как же быть в случае обнаружения леворукости у ребёнка?
Многое зависит от родителей. Необходимо сохранить в семье спокойную атмосферу, членам семьи следует обсуждать этот факт в отсутствие ребёнка, не вовлекая его в дискуссии взрослых, надо как можно меньше фиксировать внимание на его необычности или исключительности, прийти ребёнку на помощь, если дети во дворе дразнят и унижают его, и по возможности разрядить сложившуюся обстановку.
Повсеместно – в семье, дошкольных и школьных учреждениях, необходимо поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием, лепкой, при обучении трудовым навыкам. Обязательно следует выделить леворукому ребёнку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. На уроках труда нужна техника безопасности на рабочем месте в расчёте на леворуких учащихся. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.
Примечательно, что у части леворуких детей, уже обладающих достаточным кругозором, удовлетворительной памятью, хорошо владеющих устной речь встречаются признаки «зеркального» мышления. Оно выражается в инверсивном, перевернутом справа налево написании отдельных букв и целых слов, в перестановке цифр при выполнении арифметических действий. Это и упорное чтение слов справа налево, а при закрытых глазах – лучшее угадывание букв в «зеркальном написании». У таких детей наблюдается, кроме того, поздняя дифференцировка понятий «правое» и «левое», затруднение ориентировки на местности, затруднение в планировании своего поведения.
Чрезвычайно важно как в семье, так и в школе терпимо относиться такого рода проявлениям. Необходимо снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей – допускать вертикальное написание букв, наклон почерка влево. Часто родители задают вопрос: как обучать леворуких детей письму левой рукой, есть ли здесь какие–либо правила? Специальных правил пока нет. Однако существуют в основном две манеры леворукого письма. В более распространённой – левая рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой.
При обучении письму леворукому ребёнку нужно предложить самому избрать ту манеру письма, при которой он не отстаёт в скорости письма от праворуких и которая ему более удобна.
В игровой обстановке или учебной деятельности следует учитывать особенности темперамента леворуких детей – повышенную эмоциональность с ослаблением тормозных процессов.
Если вы удостоверились, что ваш ребёнок левша, запомните несколько рекомендаций:
1. Не пытайтесь насильно переучивать ребенка.
2. Развивайте моторику и координацию рук и глаз крохи, занимайтесь с малышом лепкой, собирайте пазлы, вышивайте, рисуйте, складывайте оригами, плетите бусы.
3. Постарайтесь четко организовать день ребенка, чтобы у него был определенный режим, чтобы ребенок проводил много времени на воздухе, отдыхал – левши легко переутомляются, очень возбудимы, поэтому нагрузки должны быть умеренными.
4. Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, посетите нейропсихолога и логопеда. Занятия с логопедом лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.
5. Многие леворукие дети начинают читать текст справа-налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первой буквы цветными карандашами.
6. Заранее обговорить с учителем, что ребенок левша и выработать общие требования к нему.
7. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть – левой.
8. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.
9. Помните и напоминайте ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Чарли Чаплин, Черчилль, Петр I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи, его художественные шедевры созданы левой рукой. Также как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма – справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».
Нужно ли переучивать ребенка левшу?
Можно переучить ребенка, заставить его работать правой рукой. Но сбой в работе полушарий никуда не денется, и таким образом, переучивая ребенка левшу, взрослые еще более осложнят ему жизнь, создавая путаницу в сознании.
Главное, чтобы при этом не создать ребёнку стрессовой ситуации. А переучивать, точнее, адаптировать ребёнка к будущей жизни всегда необходимо. Ведь весь мир вокруг нас устроен с учётом праворукости: специальное оборудование, станки, приспособления, бытовые предметы. Известен ряд случаев, когда левши были вынуждены оставлять работу, так как не могли приспособиться к оборудованию.
Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Правда, некоторые дети переносят переучивание почти безболезненно, но многие расплачиваются за него дорогой ценой. Так, родители леворуких детей часто жалуются на перемену в состоянии своего ребёнка: «Он вдруг стал раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест, особенно по утрам. Эти неприятности начались вскоре после того, как его стали переучивать». Кроме нарушения эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. Такие дети в пять – шесть раз чаще страдают неврозами. Обычно с энтузиазмом приступив к учебе в первом классе, ребёнок вскоре сталкивается с целым рядом трудностей, и в первую очередь в овладении навыками письма правой рукой. Как правило, он пишет медленно, без соблюдения правил каллиграфии, с видимыми физическими усилиями, многократно проговаривая про себя каждое слово. Эти дети обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий, как в классе, так и дома. Иногда они отстают и в приобретении навыков чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Сопровождающие леворукость другие сенсомоторные признаки левизны усиливают эти проявления. Плохие успехи в учебе и неправильное поведение окружающих способны привести к тому, что у переучиваемого леворукого первоклассника пропадает желание учиться. Может возникнуть отвращение к письму, стремление избегать занятий, вплоть до прогулов. Со временем, правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевают навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций, переживаний несколько сглаживается. Казалось бы, успех оправдывает переучивание? Но успех этот бывает, достигнут слишком дорогой ценой: напряжение у многих не проходит бесследно. Вторжение в тонкий механизм нервной деятельности может вызвать задержку психического развития ребёнка.
Последствиями подобного переучивания могут быть:
- заикание;
- повышенная утомляемость;
- низкая самооценка;
- истощение нервной системы;
- страх перед неудачами;
- некрасивый почерк;
- нарушения сна;
- отсталость от ровесников в плане выполнения письменных заданий;
- скованность пальцев и рук;
- полное отсутствие желания учиться.
Хотя переучивание не всегда вредит ребенку левше. Здесь важно определить, в каком полушарии располагается центр речи. Если в правом, то переучивание ребенка левши негативно скажется на развитии малыша. Если центр речи располагается как в левом, так и в правом полушариях (такое часто встречается у леворуких детей), переучивание не будет иметь столь катастрофических последствий. Самое лучшее, что вы можете сделать: если ваш ребенок — левша, не воспринимайте это как серьезный недостаток. Не сравнивайте его с другими детьми. Создайте ему благоприятные условия для обучения, не только эмоциональные, но и физические, вплоть до удобной организации его рабочего места. Не забывайте хвалить малыша за его успехи и достижения. Принимайте своего ребенка левшу таким, каким он есть и превратите леворукость в его самый главный плюс.
Кто знает, может из вашего ребёнка тоже вырастет будущий гений!