Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 13 человек

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Дата: 27 декабря 2023 в 09:18, Обновлено 27 декабря 2023 в 09:20

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ЦЕННОСТИ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ СЕМЬИ. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕРА РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЯ ТРУДИТЬСЯ.

Для родителей учащихся I класса

II четверть

Турейская Крестина Сергеевна,

 педагог социальный,

Абрамович Дарья Владимировна,

педагог-психолог

Цель: определить влияние семейных традиций на формирование личности младших школьников.

Задачи:

  1. Определить влияние родительского примера на формирование личности ребёнка;
  2. Раскрыть роль трудолюбия в жизни ребёнка;
  3. Проанализировать, влияют ли семейные традиции на формирование личности ребенка;
  4. Охарактеризовать потенциал семейных традиций в процессе формирования личности ребёнка;
  5. Ориентировать родителей на создание и поддержку семейных традиций.

Традиции – основа семьи.

Народная мудрость

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. [1]

Воспитание детей - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Все, что окружает ребенка в детстве, главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.  Но всегда на первом месте для ребенка останутся самые близкие для него люди - мама, папа, бабушки и дедушки. Это те учителя, которые помогают малышу учиться взаимодействовать в этом мире, дают первые уроки общения. Их пример трудно переоценить, это те крупицы знаний, из которых прорастут умения взаимодействовать, существовать в окружающем его мире. Каким ребенок увидит мир, зависит от взрослых, которые будут рядом с ним, на что будет обращено внимание малыша, какие ценностные ориентиры будут у него - зависит только от матери и отца ребенка. Ведь мы знаем, что самые первые уроки дадут они - его самые близкие люди. Ведь не случайно мы говорим о сильном отставании детей воспитывающихся в детских домах, у которых отсутствуют эти главные уроки жизни.

Действительное стремление к семейному благополучию, семейному счастью находит выражение в создании семейных традиций. Особенная роль в воспитании личности отводится семейным традициям. Традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция [2].

В каждой семье существуют свои семейные традиции. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей [2].

Так: в одних семьях, заведено - рано просыпаться, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов о пройденном дне. В других семьях принято совместно завтракать, обсуждать планы на предстоящий день, уделять большое внимание проблемам друг друга.

Семейные традиции играют большую роль в становлении характера ребенка: поддерживают позитивное отношение к жизни, воспитывают гордость за свою семью, принадлежность к ней, закрепляют чувства малыша к причастности и значимости в совместной деятельности с семьей, а также развивают преемственность поколений.

Семейных традиций удивительное множество и разнообразие. Некоторые из них:

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Пусть ребёнок с самого детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и привыкает к традиции отмечать дни рождения.

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности школьника, семейный отдых на природе дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Одной из значимых традиций семейного воспитания является почитание старшего поколения семьи. Привитие уважения и заботы к своим «корням» - основа формирования патриотического воспитания.

Привлечение детей к совместному труду, тоже является хорошей традицией, которая развивает трудолюбие, коммуникативность и причастие ребенка к общему делу по созданию уюта и комфорта в семье, в доме [4].

Главное – почувствовать, что это занятие именно «ваше» и приносит удовольствие, радость всем её членам семьи.

Итак, семейные традиции - великолепное средство воспитания подрастающего поколения, передачи опыта, мудрости, формирование нравственной основы, помогающей ребенку войти в социум [6].

Для заведения семейной традиции учитывайте следующее:

  • должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам

семьи;

  • должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
  • должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать,

запоминаться;

  • должна быть естественной, « не нужно надуманных ритуалов»

формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.

Соблюдение семейных традиций – прямой путь к внутреннему благополучию, к прекрасному душевному и физическому состоянию.

        

Значение примера родителей в воспитании ребенка

 «Не воспитывайте детей:

они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». 

Английская пословица. Народная мудрость

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания

Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.

Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены

В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно. Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.

Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели - ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.

Каков отец, таков и сын. Притча.

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.

Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.

 

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

        

 

Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»

К. Д. Ушинский

Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении - умении иметь семью и быть счастливым. Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку-6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно готовить пищу, стирать вещи, убирать квартиру, закупать продукты и заниматься проблемами семьи ежедневно, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно. Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи? Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?

Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, то есть видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели «Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять». Конечно, такие мотивы иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился) - награда, плохой поступок (отказался) - наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной, где попало игрушки, взрослые переходят к укладыванию портфеля. А воспитание трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, застегивать пуговицы, складывать свои игрушки, помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания возрастает. Кроме того, необходимо приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный на пользу,- благороден.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка должны быть постоянные обязанности - только при таком условии труд станет воспитательным средством.

Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности.

Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности. В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец смотрит телевизор, сложно добиться успеха. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом, что «хочу».

Трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично.

Целесообразно определить компоненты организованности.

  • ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности;
  • выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления о ее условиях;
  • составление программы действий.

После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, то

есть проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки – это тяжкий труд. Надо в начале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявлять по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Уважаемые родители, ответьте себе на вопрос: чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать? Пусть лень обойдет вас и ваших детей стороной.

Полезные советы для родителей по трудовой деятельности       

У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.

Приучайте ребенка к порядку и бережливости.

Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.

Приучайте ребенка наводить порядок в/на столе.

Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело – гуляй смело»

Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.

Не применяйте освобождение ребенка от каких-либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.

Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.

Сломавшуюся вещь следует починить, привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)

Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.

Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.

Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

                                       

 

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА 5 КЛАССА. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В НОВОЙ СРЕДЕ. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Для родителей учащихся 5 класса

I четверть

Путейко С.А., педагог-психолог

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи: ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Вступительное слово классного руководителя: Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

· очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть) к требованиям каждого);

· непривычное расписание (новый режим);

· много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

· новые дети в классе (или я сам в новом классе);

· новый классный руководитель;

· в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

· проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных (решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в

период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

2. Изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

3. Отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель; Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому- чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка 11 много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так», - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод

поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

4. Пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление доверять свои возможности и находить пути их совершенствования самостоятельно или с помощью взрослых

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.