Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Глоссарий по теме «Одаренные дети, проблемы их воспитания и обучения»

Дата: 10 октября 2022 в 15:08
Автор: Гурбан Р. М.

Глоссарий по теме 

«Одаренные дети, проблемы их воспитания и обучения»

Глоссарий

по теме «Одаренные дети, проблемы их воспитания и обучения» 

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.

Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренности, когда они достигают черт характера.

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Общая одаренность – (общая умственная) обеспечивает овладение разнообразными знаниями и умениями, которые человек реализует во многих видах деятельности. К общей одаренности относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому общие способности называют «общими умственными способностями».

Специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность.

Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность.

Критерии выделения видов одаренности

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (способности и задатки).
  2. Степень сформированности (актуальная и потенциальная).
  3. Форма проявлений (явная и скрытая).
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная).
  5. Особенности возрастного развития (ранняя и поздняя).

Особенности личности одаренного ребенка (одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития)

Одаренность с гармоничным типом развития:

- соответствующая возрасту физическая зрелость;

- высокие достижения в определенной предметной области;

- успехи в выбранной профессиональной деятельности;

- стремление к творческой деятельности;

- повышенная самостоятельность,  развитые метакогнитивные навыки (целеполагание, выбор способов решения задач, самооценка  и пр.);

- огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом;

- устойчиво высокая самооценка;

- независимость (автономность).

Одаренность с дисгармоничным типом развития:

- высокий уровень отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180),

- неравномерность развития различных психических качеств, некоторые психические сферы (эмоциональная, социальная, физическая) часто отстают в развитии;

 - наличие психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем

- противоречивость самооценки

- возможная болезненная неудовлетворенность собой и результатами своего труда

- повышенная  эмоциональная чувствительность, реактивность

- проблемы, связанные с физическим развитием

- отчужденность от группы сверстников.

Поведенческие признаки одаренности:

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:

наличие специфических стратегий деятельности (быстро осваивает; использует новые способы деятельности; проявляет новаторство, ставит новые цели деятельности);

сформированность индивидуального стиля деятельности, склонность «все делать по-своему»;

особый тип организации знаний: высокая структурированность;

способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;

высокий уровень способности к самообучению, с чем связана необходимость  создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка:

повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности (звукам, техническим устройствам и т.д.) либо формам собственной активности (физической, познавательной, и т.д.), сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия;

повышенная познавательная потребность;

интенсивная склонность к определенному виду деятельности  и как следствие - поразительное упорство и трудолюбие;

высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Стратегии обучения:

Ускорение. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

Углубление. Эта стратегия обучения эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности: школы с углубленным изучением математики, физики, а также иностранных языков, где и ведется обучение по углубленным программам соответствующих предметов.

 Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

Проблематизация. Фокус обучения в этом случае – использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Проблемы одаренных (способных детей), требующие от педагога дополнительной коррекционно-развивающей работы:

  1. Проблемы сферы обученияпроявляются в низкой учебной мотивации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим.
  2. Поведенческие проблемыодаренных детей часто проявляются в асоциальном и агрессивном поведении.
  3. Внутриличностные проблемы.Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других. Переживание этого отличия самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные внутриличностные конфликты.

Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми:

общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовывать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставляя свободу учащемуся);

обладание профессионально значимыми личностными качествами (высоким уровнем развития познавательной и внутренней мотивации, адекватной самооценкой и пр.);

способность распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, двигательной сфере.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.