Глоссарий по теме
«Одаренные дети, проблемы их воспитания и обучения»
Глоссарий
по теме «Одаренные дети, проблемы их воспитания и обучения»
Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренности, когда они достигают черт характера.
Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Общая одаренность – (общая умственная) обеспечивает овладение разнообразными знаниями и умениями, которые человек реализует во многих видах деятельности. К общей одаренности относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому общие способности называют «общими умственными способностями».
Специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность.
Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность.
Критерии выделения видов одаренности
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (способности и задатки).
- Степень сформированности (актуальная и потенциальная).
- Форма проявлений (явная и скрытая).
- Широта проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная).
- Особенности возрастного развития (ранняя и поздняя).
Особенности личности одаренного ребенка (одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития)
Одаренность с гармоничным типом развития:
- соответствующая возрасту физическая зрелость;
- высокие достижения в определенной предметной области;
- успехи в выбранной профессиональной деятельности;
- стремление к творческой деятельности;
- повышенная самостоятельность, развитые метакогнитивные навыки (целеполагание, выбор способов решения задач, самооценка и пр.);
- огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом;
- устойчиво высокая самооценка;
- независимость (автономность).
Одаренность с дисгармоничным типом развития:
- высокий уровень отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180),
- неравномерность развития различных психических качеств, некоторые психические сферы (эмоциональная, социальная, физическая) часто отстают в развитии;
- наличие психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем
- противоречивость самооценки
- возможная болезненная неудовлетворенность собой и результатами своего труда
- повышенная эмоциональная чувствительность, реактивность
- проблемы, связанные с физическим развитием
- отчужденность от группы сверстников.
Поведенческие признаки одаренности:
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:
наличие специфических стратегий деятельности (быстро осваивает; использует новые способы деятельности; проявляет новаторство, ставит новые цели деятельности);
сформированность индивидуального стиля деятельности, склонность «все делать по-своему»;
особый тип организации знаний: высокая структурированность;
способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;
высокий уровень способности к самообучению, с чем связана необходимость создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка:
повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности (звукам, техническим устройствам и т.д.) либо формам собственной активности (физической, познавательной, и т.д.), сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия;
повышенная познавательная потребность;
интенсивная склонность к определенному виду деятельности и как следствие - поразительное упорство и трудолюбие;
высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Стратегии обучения:
Ускорение. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.
Углубление. Эта стратегия обучения эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности: школы с углубленным изучением математики, физики, а также иностранных языков, где и ведется обучение по углубленным программам соответствующих предметов.
Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
Проблематизация. Фокус обучения в этом случае – использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Проблемы одаренных (способных детей), требующие от педагога дополнительной коррекционно-развивающей работы:
- Проблемы сферы обученияпроявляются в низкой учебной мотивации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим.
- Поведенческие проблемыодаренных детей часто проявляются в асоциальном и агрессивном поведении.
- Внутриличностные проблемы.Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других. Переживание этого отличия самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные внутриличностные конфликты.
Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми:
общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовывать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставляя свободу учащемуся);
обладание профессионально значимыми личностными качествами (высоким уровнем развития познавательной и внутренней мотивации, адекватной самооценкой и пр.);
способность распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, двигательной сфере.